"Фонтанка.ру": Банки спешащих любят
Предновогодние дни российские банки традиционно использовали для привлечения клиентов, предлагая «очень выгодные условия». Они ориентированы как на готовых отмечать праздник в долг заемщиков, так и на желающих отдать накопления вкладчиков. Журналист «Фонтанки» с пристрастием проверил, насколько обещания соответствовали действительности, и обнаружил немало ловушек, в которые могут попасть доверчивые петербуржцы.
Объектом исследования типа Mystery shopper («таинственный покупатель») были выбраны кредитные организации, обещающие наибольшие проценты по вкладам. Сбербанк в этот список, разумеется, не попал – вместо 11 - 12 по рублевым депозитам он готов платить не более семи (хотя в его отделениях накануне Нового года оказалось нетрадиционно малолюдно). В топ-список вошли Инвестбанк (7 процентов по вкладам евро), «Хоум Кредит» и «Связной банк» (12 годовых), «Российский капитал» (11, но с ежемесячной выплатой), а также «Охотный ряд».
Дайте жалобную книгу
В офисе филиала Инвестбанка к моему приходу скопилось около десятка человек, желающих забрать свои вклады. Вот только сделать они этого не могли уже около двух часов: из-за сбоя программного обеспечения не проводились никакие операции. В ручном режиме молодые сотрудницы работать были не обучены, а потому лишь «кормили» уже не очень терпеливых вкладчиков «завтраками» про очередные 10 - 15 минут. Некоторые клиенты выстроились в новую очередь за право оставить запись в книге жалоб (невольно вспоминается сюжет комедии Эльдара Рязанова), другие названивали в Роспотребнадзор и обещали обратиться в прокуратуру, ассоциацию банков и пр. Масла в огонь подлил и руководитель отделения Владимир Дьяков: отвергая претензию вкладчика про невыполнение условия договора о выплате денег по первому требованию, он заявил, что банк должен это сделать до конца дня. Но все же именно звонки вышестоящему руководству кредитной организации привели к положительному результату: сотрудницы стали оформлять расходные ордера вручную.
В филиале банка «Российский капитал» было немноголюдно, но деньги внести было невозможно – около десяти минут кассирша «колдовала» перед банкоматом. Ситуация опять же напоминала фильм «Дайте жалобную книгу»: на такую просьбу клиента появилась руководитель офиса, которая отчитала кассиршу. Со словами «Да пусть пишет чего хочет» недовольная сотрудница все же вернулась на рабочее место.
Офис банка «Хоум Кредит» напоминал встревоженный муравейник. К счастью, вкладчиков среди примерно трех десятков посетителей оказалось меньшинство, а согласно красочным табличкам они обслуживались вне очереди. Но такую политику банка одобрили далеко не все заемщики, просидевшие в очереди более часа. Когда я уже вносил деньги в кассу, один из них (элегантно одетый мужчина под два метра ростом), буквально расталкивая людей локтями, прорвался и устроил скандал. Вызванному охраннику с трудом удалось утихомирить разбушевавшегося клиента. Признаться, действовал сотрудник максимально корректно.
Бой за паспорт
В филиале московского банка «Охотный ряд» я оказался единственным клиентом. Первым удивлением были условия: вместо обещанных на сайте 11,5 процента годовых (выплаты ежемесячно) предлагалось только 10,5, а еще процент – в конце срока действия, и то в виде некоего подарка. Второй «звоночек» прозвучал, когда операционистка Ольга Шишова попыталась отксерить все страницы паспорта. Я, естественно, возразил: по закону для идентификации клиента копируются только первые два разворота, а самопроизвольный сбор не относящихся к сделке персональных данных (в том числе о семейном положении, детях, воинской обязанности и пр.) категорически запрещен. Свои действия сотрудники банка объяснили необходимостью проверить целостность удостоверяющего личность документа и оставить тому подтверждение.
Открывать вклад без копии всего паспорта Ольга Шишова категорически отказалась. Не убедила представителей кредитной организации и ссылка на изданное Банком России новое указание, вообще исключающее из действующих правил норму об обязанности граждан при открытии счетов предъявлять паспорт и о праве кредитных организаций снимать с него копии (оно как раз вступило в силу накануне). Согласились лишь официально принять заявление с описанием ситуации и указанием на готовность заключить договор.
Менее лояльные условия предложил «Связной банк», широко рекламирующий вклады под 12 процентов годовых. Для его открытия потребовалось не только откопировать и дополнительно отсканировать паспорт, но и заполнить подробную анкету, включающую вопросы о месте работы, стаже, доходе, образовании, наличии автомобиля и номере паспорта транспортного средства, количестве кредитов и т. д. Причем я должен был расписаться в согласии на передачу всей этой информации (в том числе об имущественном положении) неким партнерам банка (в том числе клубам!), на получение рассылок по e-mail и sms и т. д.
Без согласия на все перечисленное открывать вклад сотрудники банка категорически отказались, равно как и принимать заявление или выдавать отказ. Свои действия они объяснили «московским законодательством». Попытка объяснить, что все вопросы банковской деятельности регулируются исключительно федеральным законодательством, не возымела успеха, а включение камеры мобильного телефона для фиксации якобы правомерных действий привело их в ярость. Меньше чем через минуту ко мне подошел гигант в форме охранника и с нашивкой «Ассоциация имени Маргелова». Сначала он попытался физически отнять мой телефон, потом начал толкаться, после чего перешел к угрозам физической расправы. Предъявить удостоверение или карточку, как в соответствии с законом обязан сделать любой охранник по требованию гражданина, защитник интересов банка в грубой форме отказался.
Лишнее не продавать
Очереди, копирование паспортов, сбор персональных данных, столкновение с охранниками и т. п. – лишь малая часть подстерегающих вкладчиков неприятностей. Абсолютно все исследованные и многие другие работающие в Санкт-Петербурге банки навязывают желающему открыть депозит еще и текущий счет. На него перечисляются проценты, а порой и вся сумма вклада при его закрытии.
Подписание таких договоров может обернуться для вкладчика потерей всех накоплений. Ведь в договоре текущего счета, как правило, прописывается право банка взимать и чаще всего в одностороннем порядке менять размеры комиссий. Следовательно, придя в один прекрасный день за своим вкладом, его владелец может узнать, что за снятие наличных или перевод денег в другой банк он должен отдать 10, 20, а может и гораздо больше процентов. Причем все это – точно в соответствии с договором.
Например, тот же «Хоум Кредит» предложил мне подписать не только договор вклада, но и согласиться с многостраничными правилами кредитования, ведения текущих счетов, а также тарифами по обслуживанию пластиковых карт (ничего из перечисленного я не заказывал). Операционистка Марина Дорошкевич обещала, что за снятие вклада (в том числе через текущий счет) комиссия не взимается, но найти такую норму в тарифном справочнике не смогла. Равно как и объяснить норму, согласно которой при получении в кассе более 100 тысяч рублей банк вправе удержать до 5 процентов.
Роспотребнадзор уже доказал, что навязывание текущих счетов, карточек или иных дополнительных услуг ущемляет права клиентов кредитных организаций. В минувшем году административные штрафы за такие нарушения были наложены на «Инвестбанк», «Витабанк», «Альфа-банк» и т. д. Законность и обоснованность выводов надзорного органа подтвердил и арбитражный суд. При этом ущемлением прав потребителей была признана сама по себе невозможность оформления договора вклада без заключения договора счета. Но даже оштрафованные банки не поменяли политику.
Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"