Ушедшие с рынка ДМС в 2009 году клиенты вернулись

3/10/2010

Ушедшие с рынка ДМС в 2009 году клиенты вернулись. Но страховщики не спешат радоваться. Они уверены: рынку медицинского страхования предстоит долгое восстановление

Рынок ДМС оказался в числе сегментов страхования, которые наиболее сильно пострадали в период кризиса. В связи с падением платежеспособного спроса и тенденцией к сокращению расходов в корпоративном секторе в 2009 году страховщики наблюдали заметное снижение количества застрахованных. Полностью отказались от страхования сотрудников, как правило, небольшие компании, а крупные корпоративные клиенты сохранили ДМС в том или ином виде, замечает заместитель директора по медицинскому страхованию Северо-Западной дирекции ‘РОСНО’ Ифигения Майорова. Но и они в целях оптимизации затрат рассматривали варианты корректировки программ медстрахования – сокращали объемы рисков, которые покрывает программа, и изменяли категории лечебно-профилактических учреждений.

На фоне снижения поступлений страховых компаний, вызванного оптимизацией бюджетов в корпоративном секторе, непропорционально вырос уровень выплат, отмечают эксперты. Клиенты – обладатели корпоративных полисов ДМС, опасаясь, что работодатель в будущем из-за кризиса откажется от медстрахования сотрудников, стали чаще обращаться в медицинские учреждения. Да и сам кризис с его постоянными стрессами увеличил количество заболеваний. Поток обращений в рамках программ ДМС вырос на 24% вместо прогнозируемых 12%, констатирует руководитель пресс-службы ; ‘Ингосстраха’ Владимир Клейменов. Параллельно повышалась стоимость услуг лечебно-профилактических учреждений. ‘Убыточность в медицинском страховании выросла за счет несоответствия вызванного кризисом серьезного подорожания медицинских услуг и сравнительно незначительного увеличения стоимости полиса ДМС’, – поясняет заместитель директора Санкт-Петербургского филиала ‘СОГАЗа’ по продажам Павел Ястребов. Все это поставило ряд страховщиков в сложныеусловия.

Согласно данным Федеральной службы страхового надзора, объем премий страховых компаний в Санкт-Петербурге в первом полугодии 2010?го составил 3,808 млрд рублей против 3,46 млрд за соответствующий период прошлого года. Это еще не рост, но уже некоторая стабилизация, считает директор по маркетингу страховой группы ‘АСК’ Татьяна Долинина. Среди причин она называет как эффект возврата корпоративных клиентов на рынок, так и реальное повышение спроса на платную медицину ввиду неудовлетворительного состояния бесплатной. ‘Cитуация с ДМС в Санкт-Петербурге довольно стабильна, хотя говорить о достижении докризисных показателей пока рано’, – полагает Майорова.
При этом отчеты крупнейших игроков рынка показывают, что восстановление идет достаточно высокими темпами. Так, в ‘Медэкспрессе’ рост сборов по ДМС по Северо-Западу по сравнению с прошлым годом составил 26,1%, в Северо-Западной дирекции ‘РОСНО’ – 21%. В ‘СОГАЗе’ рассказывают, что в первом полугодии эти сборы в целом по Северо-Западу увеличились на 14% (в Петербурге – на 50%). По данным ‘Росгосстраха’, премии по ДМС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области удвоились. С рынка ушли несколько сильных компаний, напоминает Долинина. В частности, перестала заниматься медицинским страхованием ‘ЭРГО-Русь’, а ‘Русский мир’, имеющий очень сильные позиции по ДМС, куплен ‘Росгосстрахом’. Все это привело к перераспределению клиентской базы, но в целом объем рынка не изменился.

С коэффициентом 2

Медицинская инфляция, как правило, выше среднеэкономической в два раза, подчеркивают участники рынка, и услуги лечебно-профилактических учреждений дорожают неуклонно. Это прямо влияет на стоимость страхового полиса, но в то же время делает медицинское страхование более актуальным, замечает руководитель департамента добровольного медицинского страхования филиала ‘Росгосстраха’ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Зарема Яникова. Ведь страховщик не только договаривается с медучреждением о специальных ценах на обслуживание своих клиентов, но и контролирует обоснованность назначений врачей, качество лечебных услуг. ‘Медицинский результат работы лечебного учреждения и сервис напрямую влияют на оценку эффективности страховых программ. Соответственно, происходит качественный отбор страхового партнера в процессе выбора места получения медуслуги. По мере роста больничных „ценников“ такой сервис становится все более необходимым’, – говорит Яникова.

Многие страховщики, стараясь справиться с убыточностью в сегменте ДМС, идут по пути повышения тарифов или ограничения перечня услуг и сокращения количества дорогостоящих медицинских учреждений в программах, отмечает генеральный директор ‘Медэкспресса’ Наталия Шумилова. В 2009 году тарифы ДМС в ее компании выросли только по амбулаторным программам в среднем на 7?14% – сыграли свою роль и рост стоимости услуг лечебных заведений, и увеличение частоты обращения клиентов к услугам врачей. Зато в 2010 году не было необходимости повышать стоимость полисов, уточняет Шумилова.
По словам генерального директора компании ‘Капитал-полис’ Алексея Кузнецова, в настоящее время клиники не так стремительно повышают цены – сказалось определенное падение спроса. Однако имеет место демпинг со стороны отдельных страховщиков. ‘Сегодня стоимость полиса в большой степени зависит от среднерыночной. И некоторые компании, предлагая неоправданно низкие тарифы, очень сильно на нее влияют. В результате растут расходы и убыточность, отдельные игроки уходят с рынка’, – сетует Кузнецов. ‘В первые два месяца 2010 года на рынке наблюдался незначительный отток корпоративных клиентов в страховые компании с более низкими тарифами, которые неоправданно прибегают к демпингу’, – продолжает Ифигения Майорова. Но в целом за счет высокого качества предоставляемых крупными страховыми компаниями услуг расстановка сил в пуле лидеров рынка кардинально не изменилась и ключевых клиентов страховщики сохранили, добавляет она.

Своя клиника ближе

Для удержания цен на полисы ДМС страховые компании развивают проекты по организации собственных сетей медицинских центров, которые позволяют страховщикам не просто активнее включаться в рынок медуслуг и сдерживать рост цен на полисы ДМС. Таким образом страховая компания может на 100% контролировать качество медпомощи, подбирать персонал и оборудование, комплектовать страховые программы уникальными услугами и т.п. В конечном итоге выигрывают все – страхователи, получающие максимум за свои деньги, страховщики, экономящие на издержках и создающие высококонкурентный продукт, а также медицинская отрасль в целом, поскольку в ней появляются активные и сильные игроки, которые ставят высокую планку качества, отмечает Владимир Клейменов.

В последние несколько лет на государственном уровне обсуждается инициатива по включению частных клиник в систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Новая редакция законопроекта об ОМС, который предполагает такой вариант, уже принята в первом чтении. ‘Страховые компании, располагающие медицинскими центрами, учитывая возможность их доступа к системе ОМС, смогут заключать прямые договоры с корпоративными клиентами на предоставление полного комплекса медицинских услуг. Такие компании станут более активными игроками рынка медуслуг’, – убежден Павел Ястребов.

Впрочем, пока этот законопроект недостаточно проработан. Например, пока неясно, как будут решаться финансовые аспекты работы частных клиник в ОМС, конкретизирует Татьяна Долинина. ‘В системе ОМС будет сложно работать, не требуя доплаты. Ведь, в отличие от государственных, частные клиники несут совсем другие расходы, например по аренде помещений и оплате коммунальных услуг. Таким образом, работая в ОМС, им было бы выгодно привлекать часть средств по системе ДМС’, – предполагает она. А по мнению Ифигении Майоровой, частным лечебным заведениям имеет смысл выходить в сегмент ОМС только в сфере дорогостоящих оперативных вмешательств и обследований, которые финансируются из государственного бюджета, – в таком случае затраты будут экономически оправданными.

Опыт работы в ОМС уже имеет медицинский центр компании ‘Капитал-полис’. Как рассказывает Алексей Кузнецов, без системы софинансирования (то есть доплаты со стороны пациентов) такая работа оказывается убыточной и даже увеличение тарифов не покрывает все расходы на лечение.

В ожидании стабилизации

В целом создание собственных медцентров страховщиками в конечном итоге приведет к росту объемов рынка ДМС, однако это долгосрочный эволюционный процесс, результаты которого станут очевидны не скоро. ‘На увеличение объемов рынка ДМС может повлиять только одно – улучшение финансовой ситуации в стране и, как следствие, рост благосостояния населения, при котором платные медицинские услуги станут более доступными’, – считает Ифигения Майорова. По итогам 2010 года она не ожидает большого роста объемов страховых сборов, так как в 2009?м новых договоров по ДМС было заключено мало.

По словам Наталии Шумиловой, в 2010 году большинство договоров заключены с клиентами, которые ранее были вынуждены отказаться от страхования, но теперь вернулись к нему. То есть в положительной динамике текущего года можно увидеть лишь частичное восстановление, а не рост. ‘Кризис в сегменте ДМС до конца не пройден, спрос не восстановился до докризисного уровня. Активную работу над социальными пакетами и включением в них ДМС ведут некоторые крупные предприятия, а в большинстве организаций процесс реорганизации, стартовавший во время сложной экономической ситуации, не завершен, некоторые же его только начинают, справляясь с последствиями кризиса’, – говорит Шумилова, отмечая, что ситуация значительно изменится только в 2011 году. Алексей Кузнецов также полагает, что в нынешнем году рынок если и вырастет, то незначительно – не более чем на 5%

Вероника Ким, автор ‘Эксперт Северо-Запад

Ушедшие с рынка ДМС в 2009 году клиенты вернулись

тип материала

регион

тип бизнеса

упоминаемые компании

ФП рекомендует

о проекте

Финансовый Санкт-Петербург: банки, страховые компании, лизинговые компании, инвестиционные компании, недвижимость и девелопмент. Новости финансов и инвестиций Санкт-Петербурга. Каталог мероприятий и конференций для банков, страховых компаний, инвестиционных компаний. Пресс-релизы компаний Санкт-Петербурга по теме финансов и инвестиций.