Сберегательные предпочтения пользователей финансовых услуг в 2010 году
Финансовая группа БКС в рамках программы по изучению финансового поведения инвесторов провела масштабное исследование потребительских предпочтений пользователей финансовых услуг.
Одной из тенденций 2010 года на рынке банковских услуг стало ускорение темпов накопления россиянами сбережений. Ежемесячное увеличение объемов средств на вкладах в текущем году составило 2,41% (в 2009-м году – 2,01%). По прогнозу БКС, в IV квартале 2010 года размер средств на банковских депозитах увеличится еще на 5,9% – – с 8,7 трлн до 9,22 трлн рублей. В 2011 году популярность депозитных продуктов еще более вырастет – размер средств на банковских вкладах возрастет на 29,7% и достигнет 12 трлн рублей.
Предпочтения пользователей финансовых услуг
По результатам проведенного исследования, средняя сумма, которую вкладчики/инвесторы готовы ежемесячно откладывать в качестве накоплений, составляет от 22 тыс. до 36 тыс. рублей (для разных сегментов по доходу). При этом средний доход этой категории населения составляет 91 тыс. рублей на одного члена семьи. Как правило, участники опроса используют несколько способов хранения средств. Среди наиболее популярных – хранение в наличных средствах (в рублях – 72%, в валюте – 20% опрошенных), на депозитах (рублевых – 41%, валютных – 12%, соответственно), а также инвестиции в ценные бумаги (14% участников опроса). Вкладывают накопленное в собственный бизнес 13% участников исследования, в драгоценные металлы (включая обезличенные металлические счета) – 11%, в недвижимость – 7%, не имеют сбережений – 4%. При этом в наличных и на текущих счетах хранится очень существенная доля сбережений – 64% от совокупного объема сбережений в исследованном сегменте. Для сравнения, на долю инвестиций в ценные бумаги приходится всего 6%.
В то же время на момент проведения исследования (сентябрь 2010 года) депозит был открыт у 42% опрошенных (в большинстве случае, один, 40% вкладчиков заявили о наличии 2-х и более открытых вкладов). Наибольшее количество депозитов открыто на сумму от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
По данным опроса, существенная часть аудитории ориентирована на долгосрочные инвестиции. Доля тех, кто собирается инвестировать деньги на срок от 1 года, составляет более 31%, еще 34% готовы изымать средства из оборота на срок от 6 месяцев до года. Инвестиционные предпочтения 35% респондентов распределились в краткосрочном сегменте – от 1 месяца до полугода.
Результаты изучения потребительских предпочтений пользователей финансовых услуг подтверждают ряд трендов, выявленных другими исследователями. В частности, рост интереса к накоплениям на банковских вкладах. Согласно декабрьскому всероссийскому опросу НАФИ, 32% россиян предпочитают хранить деньги на банковских депозитах, еще 31% хранят средства и во вкладах и в наличных деньгах. Вместе с тем, данные АСВ дают несколько иную картину способности россиян к сбережению средств. Так, в октябре 2010 года средний размер банковского вклада составлял 19,6 тыс. рублей. За последние пять лет этот показатель растет гораздо медленнее (в 2,8 раза), чем общая сумма средств на банковских вкладах (в 3,9 раза).
«Действительно, вклады мельчают, – отмечает Павел Сороковой, начальник отдела Структурных продуктов Финансовой группы БКС. – Сегодня клиентская база российских банков растет преимущественно за счет пенсионеров, получивших с ростом объемов социальной поддержки от государства больше возможностей для накопления. Предложение высокой ставки, в условиях действия системы страхования вкладов, остается основным фактором привлечения новых клиентов. Но чтобы привлекать экономически более активную аудиторию, банкам придется внедрять новые, более сложные, продукты с добавленной стоимостью». Как показало исследование БКС, инвестиционные предпочтения потребителей финансовых услуг с разными доходами мало разнятся. Но именно экономически активные потребители, с более высокими инвестиционными возможностями готовы рассматривать альтернативные подходы к сбережению накоплений.
«В сегменте более обеспеченных инвесторов с накоплениями в объеме от 300 тыс. рублей и более, мы видим готовность приобретать комплексные финансовые продукты, обеспечивающие более высокую доходность, чем банковские депозиты, – говорит Павел Сороковой. – Речь идет о различных инвестиционных инструментах с более высокой доходностью, но со 100% гарантией надежности или строгим ограничением риска невозврата». На российском рынке в этом сегменте продуктов сейчас предлагаются индексные (индексируемые) депозиты, а также различные виды структурных продуктов. Мы в этом следуем основным мировым тенденциям, например, в США инвестиционные продукты с ограниченным риском давно теснят банковские депозиты в борьбе за клиента, считает эксперт.
Этому способствует, в частности, тенденция снижения процентных ставок на рынке банковских продуктов, которая очень четко прослеживается в последние полтора года. И клиенты, которые в посткризисный период были привлечены сверхвысокими для депозитов процентными ставками (до 20% годовых) вынуждены искать альтернативные банковскому вкладу инструменты, например, структурные продукты с гарантированной доходностью.
Тенденции рынка банковских услуг
По прогнозам аналитиков, ориентируясь на нового клиента, банкам придется делать ставку на более сложные продукты. Вряд ли это будет что-то новое – российский рынок банковских услуг лишь следует основным трендам, которые давно освоены на развитых рынках. В ближайший год российские финансовые институты, прежде всего, будут осваивать структурированные продукты, которые давно теснят в развитых странах стандартные депозиты, т.к. позволяют получить больший доход при минимальных рисках. А также активно локализовывать для российского рынка идеи и продукты, успешно «выстрелившие» у иностранных коллег. К примеру, Альфа-банк недавно выпустил «Копилку для сдачи» - аналог продукта «Сохраняй сдачу» («Keep the change») Bank of America. Среди других иностранных сберегательных продуктов, которые могут быть интересны для копирования, выделим: депозиты со ставкой, привязанной к какому-либо яркому событию (по примеру «McCain/Obama Deposit» от португальского банка BancoBest, где ставка по вкладу устанавливалась в зависимости от итогов выборов президента США), депозит «Champion Saver» от банка NationWide, с плавающей ставкой, привязанной к ставкам банков, которые всегда предлагают самые лучшие условия по вкладам, проект SmartyPig для социальных сетей от WestBank, который предлагает выбирать клиенту цели накоплений, а его друзьям в социальных сетях помогать достигать их своими взносами.
В 2011 году в виду отсутствия большого потенциала роста в существующих клиентских сегментах российские банки начнут работать с молодежной аудиторией (студенты, молодые специалисты). Впрочем, как показывает иностранная практика, эта аудитория требует нестандартных продуктов и большей активности банков по развитию финансовой грамотности.
Программы по повышению финансовой грамотности населения также станут драйвером привлечения новых клиентов в депозитные продукты. За рубежом успешно работает ряд таких программ – например, британская MoneySense, – которые вовлекают потенциальных клиентов в пользование финансовыми продуктами, мотивируют ставить себе краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели накоплений и помогают с выбором средств их достижения.
Свою роль сыграет и тренд на изменение в формате и системе дистрибуции. Уже в прошлом году несколько российских банков объявили о тестировании формата микро-отделений «у дома». Предполагается, что после тестирования данный формат существенно расширит географию и качество присутствия банков. Например, на Украине число банковских отделений на 1000 человек значительно превосходит аналогичный показатель в России.