Россияне тратят все больше, а под Новый год – особенно

4/2/2011

Согласно исследованию Ситибанка, декабрьские расходы выросли на 16%, алкоголь и игрушки вновь стали самыми популярными категориями покупок.
 
В январе 2011 года аналитики бизнеса по работе с частными клиентами ЗАО КБ «Ситибанк» провели дополнительное исследование потребительских настроений россиян, основанное на статистических данных о фактических покупках более полумиллиона клиентов Ситибанка в предновогодний период. В ходе сопоставления результатов с прогнозом, опубликованным в декабре 2010 года,[1] выяснилось, что оптимистические ожидания оправдались не в полной мере. Рост фактических новогодних трат составил 16%, что почти в три раза меньше, чем ожидалось (42%). При этом доля той или иной категории покупок относительно общего объема трат – то есть, ее популярность – в целом совпала с прогнозом.

Предположения аналитиков относительно более обстоятельного подхода к новогодним праздникам, а значит, и более динамичной потребительской активности, проявляемых жителями Санкт-Петербурга, полностью подтвердились: рост объема трат в этом городе оказался на 12% больше, чем в Москве (26% и 14%, соответственно). Однако величина средней покупки в столице все же выше: около 16 000 рублей в среднем потратил каждый москвич, и около 12 000 – каждый петербуржец. В регионах[2] средний объем новогодних трат на человека составил около 8 000 рублей, а отклонение декабрьских расходов от среднемесячных значений – 24%. 

Женщины потратили незначительно больше по сравнению с мужчинами (20% и 19%, соответственно), а семейные пары в этом году сэкономили и выделили на новогодние покупки из бюджета на 2% меньше средств, чем не обремененные семейными заботами граждане (18% и 20%) .
 
Как и прогнозировали аналитики, больше всего денег россияне потратили в магазинах одежды (10,7% от всех остальных покупок, по сравнению с прогнозировавшимися 11,7%), а также в супермаркетах (9,1% против 8,3% согласно декабрьскому прогнозу), причем отклонение от среднемесячного значения в этой категории покупок составило в декабре 49%. Еще более стремительный рост популярности показали магазины бытовой техники: прирост расходов в этой категории составил 69% (85% - согласно прогнозу).

А вот ожидания в отношении категорий «Авиабилеты», «Гостиницы» и «Турфирмы» (14%, 21% и 35%, соответственно) не оправдались: рост популярности продемонстрировал в некоторых случаях даже отрицательную динамику (-11% – авиабилеты, -2% – гостиницы и всего 1% – турфирмы). Впрочем, в прогнозе содержалась гипотеза о том, что россияне в 2010 году заранее спланировали свои путешествия, поэтому спрос на авиабилеты должен был составить лишь 5,5%.

Как и в прошлые годы, алкогольные магазины и магазины игрушек стали самыми актуальными расходными статьями для российских потребителей в декабре. Пик популярности пришелся именно на эти категории новогодних покупок, составив 118% и 89%, соответственно. Весьма распространенными стали также траты в ресторанах быстрого питания – расходы в этой категории прибавили в популярности 78% (аналитики Ситибанка прогнозировали рост в 77%). Интерес к музыкальным магазинам оказался почти таким же, как и к магазинам косметики (75% по сравнению с 74%), а вот книжные магазины остались существенно позади – рост объема трат здесь составил 42% (по сравнению с 76%, который прогнозировал Ситибанк).

«Благодаря отложенному спросу и росту потребительской уверенности карточные траты россиян в течение всего прошлого года обновляли рекордные значения, – говорит руководитель Департамента кредитных продуктов Ситибанка Михаил Бернер. – Предновогодний декабрь традиционно стал кульминацией этого процесса. Несмотря на то, что фактический рост трат в декабре оказался ниже наших прогнозов, сделанных на фоне рекордных трат осени, в абсолютных значениях это очень позитивный результат, который свидетельствует о восстановлении рынка и возвращении к более устойчивому росту».

Методология.

Базой для дополнительного исследования стали статистические данные о покупках, совершенных клиентами Ситибанка с использованием кредитных карт в декабре 2010 года. Выборка составила не менее 450 000 клиентов, отобранных случайным образом, включая мужчин и женщин в возрасте от 22 лет с ежемесячным доходом не менее 9 000 рублей.

Прогноз расходов на декабрь 2010 года был построен на основе анализируемых данных за 11 месяцев 2010 года (январь-декабрь) и с учетом статистических трендов за последние три года. Прогнозирование строилось на вычислении тренда отклонения декабрьских трат от среднегодовых методом наименьших квадратов. Данная методология в целом совпадает с методологией исследования 2008 года, с небольшим улучшением – календарным годом теперь считаются месяцы январь-декабрь (против февраля-января 2008 года).

тип материала

регион

тип бизнеса

ФП рекомендует

о проекте

Финансовый Санкт-Петербург: банки, страховые компании, лизинговые компании, инвестиционные компании, недвижимость и девелопмент. Новости финансов и инвестиций Санкт-Петербурга. Каталог мероприятий и конференций для банков, страховых компаний, инвестиционных компаний. Пресс-релизы компаний Санкт-Петербурга по теме финансов и инвестиций.